Часы могут обладать очень многими функциями и существенно облегчать жизнь владельцу. Современные модели уже не только показывают время, но и считают калории, следят за сердцебиением и напоминают в важных звонках на смартфон. В разнообразии функций, которые предлагают производители, можно увидеть такое обозначение как «репетир». Что это такое и почему хронометры с репетиром стоят так недешево, мы как раз и собираемся разобраться.
Между завтра и вчера: путешествие во времени под звуки гонга
Если вы думаете, что репетир – это новомодная функция, то очень ошибаетесь. Это устройство впервые появилось еще в 17 веке! И до сих пор его предназначение не меняется – отбивать часы и минуты при нажатии на кнопку хронометра. Когда-то такая возможность ценилась очень высоко, поскольку другого способа узнать время посреди ночи просто не было. Сегодня, когда у каждого в доме есть электричество и часы оборудуют разнообразными типами подсветок, разрисовывают люминесцентными покрытиями, репетир стал показателем статуса, высокого вкуса и особого стиля. Без него можно обойтись. Но с ним намного интереснее. К тому же очень немногие бренды позволяют себе выпускать такие искусные творения, а потому аксессуар с отбиванием времени – дорогое удовольствие. Его могут позволить себе только люди состоятельные.
Например, одним из самых известных современных производителей изделий с таким механизмом является компания Ulysse Nardin. Это элитный бренд, который выпускает, в том числе, и так называемые жакемары – часы с движущимися в такт гонга фигурками на циферблате. Вы просто нажимаете на кнопку, аксессуар начинает отбивать время, а циферблат – танцевать. Одной из самых обсуждаемых стала модель Hourstriker Erotica Jarretière за ее… эротичность. Также в ассортименте компании можно найти изделия с кузнецами, воинами, львами и так далее. Но жакемары Ulysse Nardin – это эксклюзив, тогда как часы с репетиром – историческая классика.
Например, одним из самых известных современных производителей изделий с таким механизмом является компания Ulysse Nardin. Это элитный бренд, который выпускает, в том числе, и так называемые жакемары – часы с движущимися в такт гонга фигурками на циферблате. Вы просто нажимаете на кнопку, аксессуар начинает отбивать время, а циферблат – танцевать. Одной из самых обсуждаемых стала модель Hourstriker Erotica Jarretière за ее… эротичность. Также в ассортименте компании можно найти изделия с кузнецами, воинами, львами и так далее. Но жакемары Ulysse Nardin – это эксклюзив, тогда как часы с репетиром – историческая классика.
Впервые устройство, которое отбивало 15-минутные показатели, было сделано в 70-х годах XVII столетия. В 1687 году выдали первый патент на такой механизм для карманных хронометров. Его получил английский мастер Даниэль Квэа. Пятиминутный репетир появился в 1710 году благодаря Сэмуэлю Ватсону, а минутный создал Томас Мьюдж в 1750 году. Примечательно, что в эти годы репетиры преимущественно ставили на настенные, напольные, а также на каретные часы. С карманными работать было сложно и не каждый рисковал начинать такое производство. Но появился легендарный механизм Queen Marie Antoinette с минутным репетиром, созданный в 1783 году Абрахамом Луи Бреге. И он стал тем толчком, который сделал производство подобных устройств для карманных, а потом и наручных, изделий оправданным и интересным. Для состоятельных покупателей, конечно. Слава и престиж устройства сразу возросли. Богатые стремились овладеть таким аксессуаром и подчеркнуть свое положение в обществе. Но длилась эйфория не долго. Как только у людей появилась возможность включать свет, репетиры снова перешли в ранг странных изделий, которыми стали интересоваться либо коллекционеры, либо чудаки.
Второе дыхание отбиваемому механизму дали производители наручных часов. В 1986 году пришла мода на сложные хронометры. И две знаменитые компании - Frederic Piguet и Blancpain – создали ультратонкий репетир. С того момента устройство стало уникальным элементом дорогих аксессуаров, которые сегодня по карману богатым, статусным людям, отдающим предпочтение престижу во всем и всегда. Например, современные модели Girard-Perregaux Opera Two и Opera Three не просто отбивают время, а проигрывают музыкальные композиции Чайковского или Моцарта. А бой изделия Patek Philippe Sky Moon Tourbillon напоминает бой часов на соборах. Согласитесь, с такими аксессуарами не в офис ходить и не на пляже отдыхать.
Разновидности репетира
Мы уже вспоминали выше, что устройство отбивания часов и минут может делать это через разные промежутки времени. Именно на основании этого различают четыре вида такого механизма: четвертной, получетвертной, пятиминутный и минутный репетиры. Разница между ними в количестве гонгов высокой и низкой тональности, а отсюда – и в точности отбиваемого времени. Например, если у вас четвертной репетир, то время 10:36 прозвучит как 10 ударов низкого тона и 2 удара высокого (две четверти часа). Получетвертной репетир это же время простучит как 10 низких нот и 4 высоких (4 получетверти). Пятиминутный соответственно отобьет 10 низких и 7 высоких (7 пятиминуток), а минутный – 10 низких, 2 сдвоенных удара (две четверти) и 6 высоких нот (6 минут). На первый взгляд, все очень и очень сложно. К тому же современные экземпляры уже давно не ограничиваются только двумя тональностями. Например, Girard-Perregaux Opera One снабжена четырьмя тонами, а потому звучать это изделие будет совсем не так, как любое другое. Но сложности только иллюзорные. На самом деле достаточно один-два раза услышать «голос» своего хронометра, и вы уже не ошибетесь в прочтении информации, которую он вам сообщает.
Очень важно также не путать репетир и бой часов. Это совсем не одно и то же. Ведь бой – это регулярное автоматическое сообщение о времени. Тога как репетир нужно спросить нажатием кнопки – только тога он расскажет вам о минутах и часах, которые сейчас на циферблате. Впрочем, вряд ли вам бы хотелось, чтобы ваш наручный аксессуар каждые 60 минут пел и отбивал время. Иногда это может бать как минимум не вовремя.
Как работает репетир в часах?
Как часы могут знать, сколько раз отбивать высокие и низки тоны? Такой вопрос возникает у каждого, кто впервые слышит о репетире в наручном аксессуаре. И ответ, на самом деле, не такой простой. Потому как устройство, которое в точности разговаривает с вами в любое время суток посредством гонгов, состоит как минимум из 300 деталей. Некоторые из них производители даже ласково называют «сюрпризом» или красноречиво «все или ничего». Такое количество мелких элементов, которые должны взаимодействовать между собою, и большинство из которых не подлежат ремонту в случае поломки, – логическое объяснение стоимости часов с репетиром. Счет идет на десятки тысяч долларов.
Само устройство крепиться под циферблатом. Немного ниже располагаются гонги-струны, которые обволакивают весь механизм изнутри. Вокруг этих струн – пустота. От объема свободного пространства и качества материала гонгов зависит чистота звука, потому этому вопросу производители уделяют очень много внимания. Еще одна важная деталь – заводная пружина, которая всегда находиться в напряженном состоянии и срабатывает при нажимании на кнопку. Ну а непосредственно звук – это уже дело молоточков, которые бьют по гонгам после того, как их приведет в действие зубчатая гребенка. Гребенку же запускает именно та пружина, на которую мы нажимаем через кнопку. Наконец, стоит также объяснить, как пружина и ее товарищи знают, сколько нужно бить и отбивать. Для этого существует небольшая деталь – улитка. Именно она следит за тем, чтобы гребенка поворачивала под правильным углом и останавливалась в конкретном положении. Поскольку улиткой руководят стрелки, она лучше всех знает, который сейчас час. И держит весь механизм в готовности рассказать об этом владельцу хронометра. Где же остальные двести с хвостиком деталей, спросите вы? Наверное, об этом знает только производитель. Тем более, что сюрпризы и секреты у каждого бренда свои, необсуждаемые.
Само устройство крепиться под циферблатом. Немного ниже располагаются гонги-струны, которые обволакивают весь механизм изнутри. Вокруг этих струн – пустота. От объема свободного пространства и качества материала гонгов зависит чистота звука, потому этому вопросу производители уделяют очень много внимания. Еще одна важная деталь – заводная пружина, которая всегда находиться в напряженном состоянии и срабатывает при нажимании на кнопку. Ну а непосредственно звук – это уже дело молоточков, которые бьют по гонгам после того, как их приведет в действие зубчатая гребенка. Гребенку же запускает именно та пружина, на которую мы нажимаем через кнопку. Наконец, стоит также объяснить, как пружина и ее товарищи знают, сколько нужно бить и отбивать. Для этого существует небольшая деталь – улитка. Именно она следит за тем, чтобы гребенка поворачивала под правильным углом и останавливалась в конкретном положении. Поскольку улиткой руководят стрелки, она лучше всех знает, который сейчас час. И держит весь механизм в готовности рассказать об этом владельцу хронометра. Где же остальные двести с хвостиком деталей, спросите вы? Наверное, об этом знает только производитель. Тем более, что сюрпризы и секреты у каждого бренда свои, необсуждаемые.